16.01.2024
Среди прочих немаловажных организационных и плановых вопросов на последнем Педагогическом Совете в нашем детском доме Методистом Галиной Александровной Соколовой и психологом Ресурсного Центра Полиной Ивановной Скобелевой была освещена проблематика буллинга в детской среде. И так как эта проблема затрагивает целое поколение подрастающих граждан нашей страны, мы тоже решили углубленно изучить само понятие буллинга, главные компоненты определения буллинга, цели, формы, причины возникновения буллинга в образовательном учреждения.
Рассмотрели роли участников, так как ситуации травли всегда есть:Агрессор– человек, который преследует и запугивает жертву.
Жертва – человек, который подвергается агрессии.
Защитник – человек, находящийся на стороне жертвы и пытающийся оградить её от агрессии.
Агрессята - люди, участвующие в травле, начатой агрессором.
Сторонники – люди, находящиеся на стороне агрессора, непосредственно не участвующие в издевательствах, но и не препятствующие им.
Наблюдатель– человек, знающий о деталях агрессивного взаимодействия, издевательств, но соблюдающий нейтралитет.
Очень интересное групповое задание выполняли педагоги детского дома, что привело к более четкому и чуткому пониманию конкретно наших детей, наших воспитанников.
1 группа составляла «Психологический портрет буллера (агрессора)». Поведенческие особенности. Эмоциональные особенности. Социальное окружение.
2 группа работала над «Психологическим портретом жертвы буллинга». Поведенческие особенности. Эмоциональные особенности. Социальное окружение.
3 группа составляла «Психологический портрет свидетеля буллинга: «союзника» или «зрителя». Поведенческие особенности. Эмоциональные особенности. Социальное окружение.
Совместно с коллегами обсудили: С какими реальными ситуациями буллинга сталкивались? В чем они проявлялись? Что делали в этих случаях взрослые? Каковы последствия в детских отношениях? Как можно предотвратить и преодолеть жестокость в отношениях между детьми?
Вывели для себя Обязательные правила профилактики буллинга для всех взрослых, работающих в образовательном учреждении
-Не игнорировать, не преуменьшать значение
-Проявить активность в данной ситуации
-Разговор с "агрессором" буллинга
-Разговор с "жертвой" буллинга
-Разговор с группой
-Наступление последствий
Были предложены "Советы воспитателю по организации работы в группе для предупреждения буллинга"
Для предотвращения проявлений агрессии и конфликтных ситуаций в группе специалисты по данной проблематике рекомендуют следующие упражнения:
«Коробочка с предложениями».
Необходимо дать возможность воспитанникам высказать свои предложения о том, как правильно вести себя. Некоторые идеи можно записать на стенде в группе. Список правил следует переписать на листок и вклеить в личный дневник. Поставьте «Коробку с предложениями» на видное место в группе и объявите, что любое предложение будет учтено. Положите рядом стопочку бумажек, чтобы все могли написать свои предложения и бросить в коробочку.
«Тетрадь Достижений».
Цель — фиксация внимания на позитивных достижениях.
Пусть каждый ученик заведет тетрадь, в которой будет регулярно отмечать свои достижения в течение года. При этом детям надо объяснить, что необязательно отмечать только самые большие «подвиги», важно фиксировать и небольшие успехи в любой деятельности. Следует начать заполнение тетради
со своих прошлых достижений, а затем примерно раз в неделю добавлять новые. Время от времени воспитатель просит детей заглядывать в тетрадь, чтобы поразмыслить над такими вопросами: что мне помогло в достижении этого успеха? Кто мне помог? В каких областях мои способности более развиты?
Желательно раскрасить обложку этой тетради яркими цветами и большими цветными буквами написать название.
«Волшебная подушка».
Цель — развивать у детей способности мечтать и ставить свои цели. Надо дать детям почувствовать, что их желания выслушиваются окружающими. Для этого нужна небольшая подушка, чтобы усадить на нее одного ученика. Воспитатель усаживает детей в круг и говорит примерно такие слова: «У меня есть волшебная подушка, и каждым, кто на нее сядет, сможет
рассказать нам о своем желании». Рассказчик по своему усмотрению отдает подушку следующему. Воспитатель должен проследить, чтобы очередь дошла до всех. Возможные вопросы:
«Слушали ли тебя остальные ребята?» «Почему ты так считаешь?» «Пока ты слушал других, не появились ли у тебя более важные желания?» «Есть ли у тебя желания, которые могли бы исполнитель воспитатель или одногруппник?»
«Проигрывание ситуаций».
Цель — развитие сплоченности группы, умения разрешать конфликтные ситуации. Обсудите с детьми реально возникший конфликт или расскажите сами о какой то ссоре и предложите им дать рекомендации, как «погасить» этот конфликт. Предложите игру «Ты поссорился с другом и хочешь помириться». В ходе этой
ролевой игры можно использовать следующие приемы: создание
соответствующей обстановки (какие-то декорации, костюмы др.); обмен ролями (дети во время игры могут меняться ролями, что дает возможность прочувствовать другую точку зрения); прием зеркала (дети как можно точнее стараются изобразить позу, мимику и типичные выражения изображаемого персонажа).
«Сказка по кругу».
Цель — развитие умения спокойно выслушивать собеседника.
Дети выбирают основную тему для сказки и потом, сидя в кругу, по очереди сочиняют историю. Каждый говорит по две-три фразы и передает эстафету другому ребенку. В конце следует провести обсуждение. Понравилась ли сказка? Что вы чувствовали, говоря по кругу? Хотелось ли вам поправить другого «соавтора»? Как это сделать? Если дети затрудняются в выборе сюжета для
рассказа, можно предложить им набор открыток или картинок.
Все эти упражнения не сложны для реализации, не требуют больших финансовых затрат и просты в проведении. Их использование будет способствовать снижению агрессивных проявлений в группе.
Педагоги детского дома воспользовались советами и взяли их в работу с ребятами!